тест

Это не перевозка, а аренда … поэтому налог другой

Совет опытного аудитора

Это не перевозка, а аренда … поэтому налог другой

Предприниматель ошибочно считал, что занимается грузовыми перевозками и оформил себе патент на этот вид деятельности. Но по факту оказалось, что он просто сдавал в аренду пять автомашин с экипажами, что в принципе не является деятельностью по осуществлению грузоперевозок. В договорах не были согласованы условия о предмете, сроках и объемах перевозимых грузов, оплата была привязана к машино-часам, а не к объему перевозимого груза. Налоговики, увидев это указали на неправомерность применения патентной системы (ПСН) налогообложения и пересчитали налоги на упрощенный режим налогообложения, доначислив к уплате в бюджет 1,3 млн.руб..

Николай Некрасов (8-921-490-91-91) управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр») www.бэнц.рф на примере арбитражной практики (см. дело А75-11125/2020) анализирует решения арбитражных судов, в которых поддержана позиция налоговиков.

Вывод – как же важно предпринимателю в принципе понимать, каким видом деятельности он занимается? То, что автомашины, принадлежащие предпринимателю, перевозят груз, само по себе вовсе не означает, что я занимаюсь деятельностью по грузоперевозкам. Все дело в нюансах договоров, из них «вытекает» правовая конструкция.

В соответствии с пп.10 п.2 ст.346.43 НК РФ патентная система налогообложения применяется в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом» в НК РФ отсутствует, но в силу п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в целях применения главы 26.5 НК РФ следует руководствоваться значением указанного термина, приведенным в ГК РФ.

Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке регулируются главой 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно статье 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Исходя из статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Пунктом 2 статьи 785 ГК РФ предусмотрено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, в соответствии с транспортным уставом или кодексом).

Таким образом, в целях применения ПСН в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом понимается, что индивидуальный предприниматель оказывает данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами главы 40 ГК РФ.

При этом, в силу ст.607 ГК РФ существенным условием договора аренды, в том числе транспортного средства, являются данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Договор аренды транспортного средства с экипажем – это гражданско- правовой договор, по которому одна сторона (арендодатель) предоставляет второй стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает (своими силами) услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Исходя из этого определения, можно выявить три особенности договора аренды транспортного средства с экипажем:

1) предмет договора – транспортное средство любого вида;

2) управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендодатель своими силами, то есть силами экипажа;

3) транспортное средство передается арендатору во владение и пользование, то есть арендодатель не сохраняет владение предметом.

Судами установлено, что по условиям заключенных договоров маршруты следования автомобилей устанавливает заказчик, командование транспортными средствами осуществляет сотрудник заказчика, единица измерения оказанных услуг исчисляется в часах с момента подачи транспортного средства, расчет стоимости оказанных услуг также производится исходя из цены за машино-час.

Из договора следует, что груз перевозится для нужд заказчика в целях исполнения строительно-монтажных работ самим заказчиком с сопровождением представителя заказчика без учета движения товарно-материальных ценностей.

Факт того, что в течение рабочего времени транспортные средства находились в полном распоряжении заказчика и выполняли работы, которые заранее между Предпринимателем и заказчиками не оговаривались, также подтверждается показаниями свидетелей, работающих у Предпринимателя, из которых следует, что водители осуществлял лишь управление транспортным средством.

Судами также установлено, что в договорах не согласованы условия о предмете перевозки (не указан конкретно вид груза, вес, объем), не указаны сроки доставки груза. Размер оплаты за перевозку груза определяется исходя из стоимости машино-часа, а не объема груза или расстояния перевозки, транспортные накладные не оформлялись по договоренности сторон, перевозчик груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю, груз развозился непосредственно на основании распоряжений и под контролем заказчика, путевые листы составлены с нарушениями и не подтверждают факт перевозки грузов.

Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что установленные обстоятельства и анализ договоров свидетельствуют о передаче в аренду транспортного средства с экипажем, и не подтверждают оказание автотранспортных услуг.

Вывод – как же важно предпринимателю в принципе понимать, чем же все-таки он занимается в своей предпринимательской деятельности, поскольку от этого зависит его налогообложение? Осознание того, что мои автомашины перевозят грузы для моих заказчиков, само по себе вовсе не означает, что я занимаюсь деятельностью по грузоперевозкам.

Спасибо за внимание. Удачи всем нам.

Управляющий ООО «БЭНЦ» – Николай Некрасов