Николай Некрасов (тел. 8-921-490-91-91) управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр») www.бэнц.рф проанализировал письмо ФНС РФ от 21.06.2024г. №КЧ-4-9/7026@ в пункте 3.1 которого описан налоговый спор, рассмотренный ФНС РФ в пользу налогоплательщика, по направлению налогоплательщику требования о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки в соответствии с п.2 ст.93.1 НК РФ, поскольку в требовании отсутствуют параметры сделки, по которой у налогоплательщика запрашиваются документы.
Фабула спора - Налоговым органом вне рамок налоговых проверок в соответствии с п.2 ст.93.1 НК РФ направлено требование о представлении документов (информации) (далее - требование) по всем сделкам с контрагентом за несколько налоговых периодов. Инспекцией в связи с неполным и несвоевременным исполнением указанного требования налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст.126 НК РФ.
Налогоплательщик считает, что направленное в его адрес требование незаконно, поскольку налоговый орган вне рамок проверки не может запросить в одном требовании документы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с проверяемым лицом за несколько налоговых периодов.
Правовая позиция ФНС России – п.2 ст.93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 N 821-О.
При этом по смыслу ст.93.1 НК РФ документы (информация) как предмет истребования должны относиться именно к сделке с учетом ее понятия, закрепленного ст.153 ГК РФ, а не ко всей деятельности налогоплательщика или определяться как-либо иначе.
ФНС России утверждены Принципы истребования документов (информации) "Разумное истребование", в соответствии с которыми документы за период (несколько периодов) можно истребовать, только если эти документы необходимы для подтверждения уже выявленных фактов налоговых нарушений.
В рассматриваемом случае в ряде пунктов требования указаны документы, которые необходимо представить заявителю за определенный период:
- договоры (контракты, соглашения),
- товарно-транспортные накладные,
- налоговые регистры по налогу на прибыль организаций по формированию расходов и внереализационных расходов с расшифровками по каждому виду расходов,
- акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) и затрат, на основании которых составлены акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг),
- первичные документы, на основании которых составлялись акты выполненных работ,
- документы складского учета заявителя,
- карточки счетов,
- товарные накладные.
ФНС России расценила данные пункты требования как не позволяющие определить сделки, по которым заявитель обязан представить относящиеся к ним документы. Кроме того, по мнению ФНС России, налоговый орган, запросив у заявителя документы (информацию) по взаимоотношениям с контрагентом за три года, превысил предоставленные ему п.2 ст.93.1 НК РФ полномочия и нарушил установленные принципы истребования документов (информации) в указанной части.
Вместе с тем исходя из ряда пунктов требования представляется возможность определить, в связи с какими сделками (фактами хозяйственной деятельности) налоговым органом у заявителя истребуются документы. Так, налоговым органом у заявителя запрошены доверенности на получение товарно-материальных ценностей от конкретного контрагента за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
По мнению ФНС России, у заявителя есть возможность установить сделки, в рамках которых выданы доверенности, поскольку они определяются наделением полномочиями конкретного лица (лиц) на получение товарно-материальных ценностей от конкретного контрагента за конкретный период. Кроме изложенного налоговым органом запрошены приказы об учетной политике на 2019, 2020, 2021 годы. Таким образом, в этой части требование в указанной части соответствует положениям п.2 ст.93.1 НК РФ.
В свою очередь, в силу п.6 ст.93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст.93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. При этом размер санкции, установленной п.2 ст.126 НК РФ, не зависит от количества непредставленных лицом документов (информации).
Учитывая непредставление заявителем в налоговый орган приказа об учетной политике на 2020 год и доверенностей на получение товарно-материальных ценностей от конкретного контрагента, а также несвоевременное представление приказов об учетной политике на 2019, 2021 годы, заявитель обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной п.2 ст.126 НК РФ. Решением ФНС России жалоба оставлена без удовлетворения.
Вывод – обратите внимание на двоякость и непоследовательность (на взгляд автора статьи) ответа ФНС РФ на этот вроде бы простой вопрос - что такое конкретная сделка?
С одной стороны ФНС РФ однозначно (и совершенно верно) признало незаконным истребование у налогоплательщика документов за три года по взаимоотношениям с конкретным контрагентом.
А с другой стороны ФНС РФ, вопреки выше сказанному, как это ни странно, признал якобы законным истребование у налогоплательщика доверенностей за три года, выданных организацией доверенным лицам по взаимоотношениям тоже с конкретным контрагентом. Мотивируя такой вывод тем, что у заявителя есть возможность установить сделки, в рамках которых были выданы доверенности. Согласитесь, такой ответ ФНС РФ предполагает, мол не трудно и самим догадаться по каким конкретным сделкам мы запрашиваем эти доверенности (но при этом конкретные сделки, по которым запрашиваются доверенности, налоговым органом в требовании явно не указаны).
Но, тогда точно также налогоплательщик мог бы догадаться и о том, по каким сделкам запрашиваются все документы за три года по конкретному контрагенту.
Спасибо за внимание. Удачи всем нам.
Фабула спора - Налоговым органом вне рамок налоговых проверок в соответствии с п.2 ст.93.1 НК РФ направлено требование о представлении документов (информации) (далее - требование) по всем сделкам с контрагентом за несколько налоговых периодов. Инспекцией в связи с неполным и несвоевременным исполнением указанного требования налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст.126 НК РФ.
Налогоплательщик считает, что направленное в его адрес требование незаконно, поскольку налоговый орган вне рамок проверки не может запросить в одном требовании документы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с проверяемым лицом за несколько налоговых периодов.
Правовая позиция ФНС России – п.2 ст.93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 N 821-О.
При этом по смыслу ст.93.1 НК РФ документы (информация) как предмет истребования должны относиться именно к сделке с учетом ее понятия, закрепленного ст.153 ГК РФ, а не ко всей деятельности налогоплательщика или определяться как-либо иначе.
ФНС России утверждены Принципы истребования документов (информации) "Разумное истребование", в соответствии с которыми документы за период (несколько периодов) можно истребовать, только если эти документы необходимы для подтверждения уже выявленных фактов налоговых нарушений.
В рассматриваемом случае в ряде пунктов требования указаны документы, которые необходимо представить заявителю за определенный период:
- договоры (контракты, соглашения),
- товарно-транспортные накладные,
- налоговые регистры по налогу на прибыль организаций по формированию расходов и внереализационных расходов с расшифровками по каждому виду расходов,
- акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) и затрат, на основании которых составлены акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг),
- первичные документы, на основании которых составлялись акты выполненных работ,
- документы складского учета заявителя,
- карточки счетов,
- товарные накладные.
ФНС России расценила данные пункты требования как не позволяющие определить сделки, по которым заявитель обязан представить относящиеся к ним документы. Кроме того, по мнению ФНС России, налоговый орган, запросив у заявителя документы (информацию) по взаимоотношениям с контрагентом за три года, превысил предоставленные ему п.2 ст.93.1 НК РФ полномочия и нарушил установленные принципы истребования документов (информации) в указанной части.
Вместе с тем исходя из ряда пунктов требования представляется возможность определить, в связи с какими сделками (фактами хозяйственной деятельности) налоговым органом у заявителя истребуются документы. Так, налоговым органом у заявителя запрошены доверенности на получение товарно-материальных ценностей от конкретного контрагента за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
По мнению ФНС России, у заявителя есть возможность установить сделки, в рамках которых выданы доверенности, поскольку они определяются наделением полномочиями конкретного лица (лиц) на получение товарно-материальных ценностей от конкретного контрагента за конкретный период. Кроме изложенного налоговым органом запрошены приказы об учетной политике на 2019, 2020, 2021 годы. Таким образом, в этой части требование в указанной части соответствует положениям п.2 ст.93.1 НК РФ.
В свою очередь, в силу п.6 ст.93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст.93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. При этом размер санкции, установленной п.2 ст.126 НК РФ, не зависит от количества непредставленных лицом документов (информации).
Учитывая непредставление заявителем в налоговый орган приказа об учетной политике на 2020 год и доверенностей на получение товарно-материальных ценностей от конкретного контрагента, а также несвоевременное представление приказов об учетной политике на 2019, 2021 годы, заявитель обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной п.2 ст.126 НК РФ. Решением ФНС России жалоба оставлена без удовлетворения.
Вывод – обратите внимание на двоякость и непоследовательность (на взгляд автора статьи) ответа ФНС РФ на этот вроде бы простой вопрос - что такое конкретная сделка?
С одной стороны ФНС РФ однозначно (и совершенно верно) признало незаконным истребование у налогоплательщика документов за три года по взаимоотношениям с конкретным контрагентом.
А с другой стороны ФНС РФ, вопреки выше сказанному, как это ни странно, признал якобы законным истребование у налогоплательщика доверенностей за три года, выданных организацией доверенным лицам по взаимоотношениям тоже с конкретным контрагентом. Мотивируя такой вывод тем, что у заявителя есть возможность установить сделки, в рамках которых были выданы доверенности. Согласитесь, такой ответ ФНС РФ предполагает, мол не трудно и самим догадаться по каким конкретным сделкам мы запрашиваем эти доверенности (но при этом конкретные сделки, по которым запрашиваются доверенности, налоговым органом в требовании явно не указаны).
Но, тогда точно также налогоплательщик мог бы догадаться и о том, по каким сделкам запрашиваются все документы за три года по конкретному контрагенту.
Спасибо за внимание. Удачи всем нам.