тест

Перечни Правительства

Совет опытного аудитора

Перечни Правительства

В действующем Налоговом кодексе законодатель, руководствуясь положениями п.1 ст.4 НК РФ эпизодически поручает Правительству РФ разработать и утвердить в пределах своих полномочий соответствующие правовые акты, направленные в развитие конкретной законодательной нормы. Чаще всего законодатель поручает Правительству РФ разработать некие Перечни (списки).

Николай Некрасов (8-921-490-91-91) управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр») www.бэнц.рф на нескольких примерах показывает, что такого рода Перечни (списки) могут быть двух диаметрально разных типов и приводить к совершенно разным налоговым последствиям.

Правовые положения пункта 1 статьи 4 НК РФ звучал следующим образом (цитата) «Правительство РФ … в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

При этом обращаем внимание уважаемого читателя статьи на то, что в процитированной законодательной норме (п.1 ст.4 НК РФ) после слов запретительного характера - «не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах», законодателем дано дополнительное условие, которое снимает этот запрет в определенных условиях – «если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Очевидно, что взаимное сочетание запрета с условием, которое может снять этот запрет в случаях, которые предусмотрены самим законодателем, предполагает ДВА варианта действий:

- Вариант 1 - Правительство РФ … в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые МОГУТ изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если это предусмотрено настоящей статьей».

- Вариант 2 - Правительство РФ … в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые НЕ МОГУТ изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если это НЕ предусмотрено настоящей статьей».

Приведем три реальных примера из текста действующего Налогового кодекса РФ, в которых законодатель прямо в законодательной норме говорит, что Правительство РФ своими постановлениями МОЖЕТ изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, поскольку это предусмотрено настоящей статьей:

1. Подпункт 35 пункта 2 статьи 149 НК РФ «Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализации на территории РФ»: - услуг по техническому управлению морскими судами … Перечень указанных услуг по техническому управлению морскими судами определяется Правительством РФ.

2. Подпункт 39 пункта 1 статьи 264 НК РФ «К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика»: - расходы, указанные в подп. 38 настоящего пункта и настоящем подп., не могут быть включены в расходы, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров, по перечню, определяемому Правительством РФ…

3. Пункт 4 статьи 325.1 НК РФ – Перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, определяется Правительством РФ.

А сейчас приведем пример, в котором законодатель в законодательной норме НЕ ДАЕТ Правительству РФ своим нормативным актом изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, поскольку НЕ предусматривает этого этой статьей.

Подпункт 7 пункта 2 статьи 164 НК РФ - Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются Правительством РФ.

Обратите внимание, в описанном примере законодатель явно использует вариант-2, поскольку прямо в этой статье прямо указал, что не предусматривает возможность Правительству РФ изменять ВИДЫ ПРОДУКЦИИ, подлежащие налогообложению по ставке НДС10% и уже перечисленные в пункте 2 статьи 164 НК РФ, а дает Правительству РФ задание установить лишь КОДЫ для этих видов продукции, которые уже перечислены в п.2 ст.164 НК РФ.

Причем законодатель дает Правительству РФ задание установить эти коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, т.е. дает еще одно указание (ограничение).

Следовательно, во исполнение вышеназванной нормы (пп.7 п.2 ст.164 НК РФ) устанавливая вышеназванные коды видов продукции, подлежащих налогообложения по ставке 10% Правительство РФ не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не может изменять виды продукции, уже перечисленные законодателем как подлежащие налогообложению НДС по ставке 10%.

Но, в реальной жизни эту законодательную норму многие, в том числе и налоговые инспекторы, трактуют неправильно. Приведем пример из реальной арбитражной практики (см. дело А05-2778/2023), в котором позиция налогового органа основана на неверном (ошибочном) прочтении (трактовании) пп.7 п.2 ст.164 НК РФ).

Налоговый орган утверждает, что лишь появление кода 10.20.16 «Печень и молоки рыбы мороженые» в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ №908 от 31.12.2004г. дает налогоплательщику право на применение ставки НДС 10% по сделкам реализации печени рыбы мороженной, а ранее в период отсутствия этого кода в Перечне такого права у налогоплательщика мол не возникало.

Тем самым ошибочной прочтение этой нормы налоговиками приводит к тому, что Перечень кодов видов продукции, облагаемых по ставке НДС 10% якобы изменяет и дополняет законодательство РФ. Однако в этом случае российский законодатель таких полномочий Правительству РФ в этом случае не давал. Следовательно, такая трактовка этой нормы прямо противоречит выше процитированным положениям Налогового кодекса РФ. Практическое исполнение такого ошибочного подхода к этой норме, приводит к тому, что прямо запрещено п.1 ст.4 НК РФ – будто Правительство РФ своим постановлением изменило или дополнило законодательство о налогах и сборах, хотя таких полномочий не предусмотрено настоящей статьей.

При этом, обращаем внимание, что этот Перечень предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с классификацией и кодированием продукции (работ, услуг) для целей государственной статистики, что еще раз подчеркивает, что перечень создан всего лишь для ИНФОРМАЦИОННОЙ поддержки для целей статистики, и он не может ИЗМЕНЯТЬ действующее законодательство страны.

Спасибо за внимание. Удачи всем нам.

Управляющий ООО «БЭНЦ» – Николай Некрасов